воскресенье, 27 сентября 2009 г.

Мегапиксели, кроп и фулфрейм, или история одного фото-обывателя.


На написание этой заметки меня подвигли две статьи в блоге http://focused.ru/: Canon 7D — прокачай свой мегапиксель и Нужен ли вам полный кадр. Не считаю необходимым, а возможно и допустимым критический анализ самих статей. Если ты почерпнул полезное, или они натолкнули тебя на конструктивные размышления, это уже огромный плюс, а недостатки, кто без них. А мы все разные, одному нужно одно, другому – что-то другое, всем не угодишь.
Я могу рассказать лишь СВОЕ, если кто-то меня поймет, и ему будет интересно, то он, просто размышляя, без затрат труда и времени воспримет часть опыта.  
Кто-то заметит, чему у тебя научишься, ты ничего не добился в фотографии. Что тут скажешь, в жизни, мудрый научится и у дурака, а дурак даже у мудрого ничему не научится. Так_давайтэ_же_випьем за мудрост_в_общэнии. ;)



Итак, познакомился я с цифрой в 2003 году, это была мыльница НР на 3м.п. По сравнению с пленкой, для меня открылись бесконечные возможности в семейно-репортажной съемке. Ощущение новизны и молодость привнесли в процесс большое удовольствие, такой радости от съемки я больше никогда не испытывал. О зеркалках, зная их цену, даже не думал. Но когда в конце 2004 года нашел в сети фотографию с Canon 300D, и просто остолбенел от ее качества.
Вот тут я и заболел техноманией. Мне казалось, что путь к шедеврам открыт, если у тебя будет такая штука. Мысли о том, что хорошие кисточки и краска из меня художника не сделают, в голову как-то не приходили.
Зима 2005 ознаменовалась выходом 350D, всего за 900 долларов, со снятыми программными ограничениями по сравнению с 300D, наличие черной расцветки. И я понял – это Судьба.
Потом блаженные полгода ожидания, пока их привезут на Украину, пока цена станет немного реальнее. Но тут тучи сгустились над моим терпением, фотоаппараты есть, но только светлые Ну какой уважающий себя фотограф будет снимать на очевидно любительскую фотокамеру. Проблема заключалась именно в цвете :).
Покупал фотоаппарат в официальной сети, но из-за черного цвета было столько накладок, что не сверил серийные номера при покупке. К моему удивлению, дома обнаружил, что на купленной тушке вообще нет серийного номера. Потом два года переживал, если вдруг сломается – не смогу бесплатно отремонтировать. :)
Вещь понравилась, но как говорят на Фокусе, искал, искал, а кнопки «шедевр» не нашел.
Такой затяжной депрессии (около месяца) у меня до этого не бывало: счастливее не стал; шедевров как-то не видно; понял, что толком ничего не умею; и самое печальное, не чувствую желания уметь.
Проблемка! Получается: хотелось фотоаппарат, хотелось иметь контроль над процессом, хотелось, за разумные (несколько моих зарплат на тот период :)) деньги, получить максимум возможностей, даже хотелось «шедевров», а вот трудиться над созданием достойных работ и душей и руками – не хотелось. И больше всего меня волновало то, что я не знал, что хотел сказать при помощи фотографии.
Вот и получилось, что зеркалкой я стал фотографировать меньше, чем мыльницей.
Выбор объектива. Сразу же купил самое интересное, на те деньги, что у меня остались: Сигма 70-300. :) Неплохой объектив за свои деньги, но для меня, на 90% вещь бесполезная, а скорее обуза.
Хотя сейчас (через четыре года после покупки) начинается период, когда можно на улице, из далека фотографировать двухлетнюю дочурку.
Вот так, без сверхзадач и проходило мое хобби: родственники, то, что подвернулось под руку, события, участником которых я был, но без понимания, чего хочу. Единственный позитив в том, что постоянно думал над вопросом: зачем мне нужна фотография. И только совсем недавно сделал вывод (скорее сумел себе признаться), что для МЕНЯ творческая фотография (как я ее понимаю), не доступна. :(


Зачем я все это пишу? Чтобы на своем примере показать: наши действия, в большинстве случаев далеки от потребностей. Я опишу, какой выбор сделал бы сейчас, и думаю, что  невооруженным глазом будет видно, что для него нет причин. А я ведь, достаточно здравомыслящий человек!?

Итак, проанализирую, что бы я делал, если бы у меня не было зеркалки.
После выхода Canon G11 я прикинул, что ее возможностей полностью хватает, нет лишь комфортной фокусировки, которая в бытовых задачах почти мне не нужна. Так вот, не хочу лишаться этой фокусировки! Canon G11 как третий :) фотоаппарат – хочу, а как основной, мало!
Для необременительных прогулок и видео-заметок год назад купили Ixus 80, поставил режим чувствительности HI, отключил вспышку (берегу глаза ребенка), а все остальное в полном автомате. Для 10х15 что еще нужно? Даже отсутствие RAWа не волнует – Canon в автомате умеет снимать бытовые ситуации.

А теперь не удивляйтесь, если бы я сейчас брал зеркальный фотоаппарат, брал бы Canon 7D. И дело тут не в крутизне и мегапикселях. Парадокс в том, что для МЕНЯ, сейчас это был бы оптимальный выбор. Что, же для меня сегодня является определяющим: Full HD; хороший кит-объектив; и пока фирма Canon, хотя, если бы реально пришлось отдавать 2 тысячи долларов, наверное посмотрел бы и другие фирмы, но скорее для спокойствия души.
Вот и смотрите: 500D с нормальным китом не продают, получается 950 + минимум 500 долларов за объектив, в итоге 1,5 т.д., а 7D за 2 т.д., но аппарат же круче :), да и ресурс побольше (а вдруг решу немного подработать, пока кризис не попустит ;)).
Так что, для обывателя, у которого нет хороших объективов, Canon 7D, да с более менее приемлемым кит-объективом, как по мне неплохой выбор. У меня то украинская зарплата, а где-то в Европе много таких, кто приобрел вкус к зеркалкам на бюджетных фотоаппаратах, почувствовал ограничения недорогих кит-объективов, да и Full HD хочется попробовать, вот вам и потенциальный клиент на Canon 7D. А была бы полная матрица: тушка за 2т.д., и что? Брали бы вместо 5D, количество прироста продаж минимальное. Так что политика фирмы Canon вполне закономерна.
Небольшие выводы: мир меняется, технически качественная фотография из трудоемкого процесса переходит в приятное времяпровождение. Зеркальная фотокамера перестает быть инструментом для получения качественной фотографии, а становится частью имиджа. А у серьезного мужчины должен быть серьезный фотоаппарат. А фулфрейм или кроп, какая потребителю разница.

p.s. С выходом Canon G11, слышны мнения, что гонка мегапикселей прекращена. С 14 м.п. у  Canon G10 подвинулись на 10 м.п. у Canon G11, все правильно, так держать, но даже при 10м.п. плотность пикселей на матрице почти в два раза выше, чем у Canon 7D, так что уж сильно критиковать Canon за 18 м.п. может не стоит, кстати, на заре цифры говорили, что для того чтобы приблизиться к разрешению пленки необходимо то ли 15 м.п., то ли 18 м.п. (тогда это казалось нереальным).
Но теперь будут говорить: объективы не прорисуют! Конечно, какие-то потери в незначительных процентах, будут. Но посмотрите на следующее: когда год назад я покупал Ixus 80, начитался, что для объективов на этих мыльницах 5 м.п. и то много. Да я и хотел около 6 м.п., но все новинки уже были то 8 м.п., то 10 м.п. Так что выбора не было. Но когда передо мной встал вопрос, в каком разрешении сохранять снимки, решил поставить 5 м.п., но перед этим решил посмотреть разницу между 5 и 8 м.п., решив, что если будет незначительной, то поставлю 5, хотя на карточке памяти места хватает, если не снимать видео. Но оказалось, что для меня разница весьма значительна и важна, я увидел очевидную потерю детализации. А то, что для фотографии 10х15 хватает и 3 м.п. я знаю, печатал с НР фотографии 15х21, и знаете, ничего ;).

2 комментария:

  1. Кстати, есть данные, что топовые зеркальные линзы отрабатывают на APS-C куда больше 18 Мп — около 45 что ли. Не говоря уже о полном кадре. Это большой задел на будущее, верно?

    ОтветитьУдалить
  2. Согласен. Когда прочитал о выходе 5Д марк2, думал - мечта на всю жизнь, почитал "Фокусы" посмотрел на 7Д, да и видимо время пришло, позиции смещаются, когда-то 24х36 был малоформатным, видимо для пленки это был критичный размер. На цифре фундаментальной и технологической потребности в нем нет,вот APS-C и начинает становиться стандартом де-факто, и технические ресурсы для развития здесь есть.

    ОтветитьУдалить